понедельник, 13 октября 2014 г.

4 Этап. Организация учебных исследований


11.jpg


Как обычно начнем с теории вопроса.


Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо[1]”. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Как оформить исследовательскую работу учащихся? Коротко о главном. На занятиях с педагогами, которые начинают внедрять метод проектов, я использую презентацию “Азбука исследовательской работы  учащихся”.  
Для более глубокого изучении данной темы рекомендую познакомиться с работой Николаевой Л.С. “Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся”  (с сайта Сеть творческих учителей). Приведу небольшие фрагменты этой работы:
 Основные этапы проведения научного исследования и проектных работ
Проект  
Научное исследование
Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ
Формулировка замысла проекта: описание продукта проектной работы и его соответствие условиям будущего использования
Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере.
Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы
Формулировка целей
Направлены на выполнение замысла проекта
Направлены на решение научной проблемы
Постановка  задач
Нацелены на получение конкретного продукта проектных работ
Нацелены на разностороннее научное исследование объекта изучения
Выбор методов
Выбор методов обработки изделия.
Выбор основных и вспомогательных материалов. Выбор инструментов, приспособлений и оборудования.
Выбор общенаучных методов исследовательской деятельности.
Выбор специфических методов исследовательской деятельности.
Проведение проектных или исследовательских работ
Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, целями и задачами, с использованием выбранных материалов и инструментов.
Получение конкретного продукта проектной деятельности.
Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования. Решение задач, конкретизирующих цели исследования.
Оценка  свойств разработанного продукта.  Разработка рекомендаций к использованию полученного продукта
Анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования.
Проверка возможности использования изделия в конкретных условиях.
Обсуждение полученных результатов исследования с компетентными лицами.
Практическое использование полученного продукта.
Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления.

Методы исследования
Что такое метод научного познания?
Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратиться в обычный реферат.
Метод
                                Суть метода
1.
Анализ
Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.  Может использоваться источниковедческий, историографический, искусствоведческий, архитектурный, стилистический, семантико-семиотический, содержательный анализ.
2.
Дедукция
Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.
3.
Индукция
Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).
4.
Классификация
Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.
5.
Моделирование
Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков.
6.
Наблюдение
Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых  объектов.
7.
Обобщение
Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов.
8.
Описание
Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.
9.
Прогнозирование
Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.
10
Синтез
Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
11.
Эксперимент
Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов:
· Лабораторный эксперимент.
· Полевой, или естественный эксперимент.
· Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.
12.
Опыт
Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя.
13.
Опрос
Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным.
14.
Интервью
Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них.
15.
Анкетирование
Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы.
Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.
16.
Краеведческий поиск
Комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней.  При этом на географической базе объединяются знания по географии, экологии, истории, археологии, геральдике,  этнографии, филологии, искусствознания.
17.
Атрибуция
Проблема атрибуции какого-либо произведения заключается в определении его автора. Под произведением может пониматься любой связанный набор знаков, в том числе фильм, картина, аудио-произведение, письмо.
18.
Реконструкция
Воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок.


Теперь обратимся к главному вопросу 4 этапа. Как социальные сервисы могут помочь нам в организации учебных исследований?

2 коммент.:

Марина Рещикова комментирует...

Доброе утро! Елена, Вы дали в ссылках наглядно и доступно теорию. Скоро наш МК завершится. А к данному блогу и к вашим ссылкам можно обращаться? Если да, то в течение какого времени будет возможность? Благодарю заранее

Елена Калиберда комментирует...

Добрый день! Да, можно. Точное время не могу определить. Возможно когда-нибудь я решу, что информация устарела и закрою блог, а еще вероятнее, что я задумаю провести новый МК и что-то заменю и преобразую в этом блоге. Скорее всего, страницы будут убираться в черновики и публиковаться по мере продвижения МК. Как у нас с Вами. А потом снова все будет доступно.

Отправить комментарий

.